Саул (Шаул) – легендарный царь израильтян, помазанный на царствие пророком Самуилом и ставший первым царем Израильского царства. Потом там что-то пошло не так, и тот же пророк Самуил напророчил царствие молодому Давиду, как-то они сосуществовали вместе какое-то время, довольно сложно, и в конце концов Саул погиб. Про все перипетии его жизни можно прочитать в первоисточнике – Первой Книге Царств. Саул – старозаветный библейский персонаж. Он жил в начале первого тысячелетия до новой эры, но вот “мода” изображать его в произведениях искусства появилась почему-то в 16 веке.
Надо сказать, что первые изображения Саула можно найти в миниатюрах – иллюстрациях к первым Библиям – причем книги эти весьма интересны и следует о них упомянуть. Одна из них – это Библия Мациевского (другое название – Библия Моргана, рукописная Библия, созданная по заказу короля Франции Людовика IX Святого (руководителя и вдохновителя двух Крестовых походов). Создание Библии относят к 1240 – 1250 г., язык написания – латынь. Но о книге этой узнали лишь в 1604 году, когда кардинал Мациевский передал ее в подарок персидскому шаху. Вторая – так называемая “Bible historiale” – слово “historiale” в современном французском не существует, в старофранцузском означает оно “первичный, изначальный”. Это – первый перевод на французский язык Библии и датируется где-то 1297 годом (в датировке мнения ученых мужей расходятся).
Но первое изображение Саула на картине – это приведенное выше полотно, которое называется “Царь Саул и Аэндорская Волшебница” (King Saul and the Witch of Endor – здесь волшебница названа ведьмой), датируемое 1526 годом. Сюжет про Саула и Колдунью хорошо известен в западно-европейской культуре. Перед решающей битвой с филистимльянами Саул пытался вопрошать Бога, чтобы тот поведал ему её исход и дальнейшую судьбу самого Саула, но у него как-то все достучаться до Бога не получалось. Тогда Саул решил обратиться к Аэндорской волшебнице (волшебницей ее называют, но занималась она некромантией) – которую нашёл не без труда, т.к. сам перед этим провел яростную борьбу с колдунами. Надо сказать, что на конец 15 – начало 16 веков как раз приходится пик самой борьбы с ведьмами и колдунами. Хотя, если обратиться к источнику первостепенной важности – Библии, то ни в одном из Евангелий про них не упоминается. Соответственно, за что их жечь и как их найти? Получается, что сжигали всех, кто хоть мало-мальски отличался от основной массы населения или обладал “необычными” способностями.
Сожжение колдунов – это не племенная, а государственная политика, так что Саул, вероятно, современник эпохи, в которой и был написан “Молот ведьм”.
На картине представлены оба момента – и обращение Саула к Колдунье, и сам процесс колдовства, и его результат: подъем из могилы Самуила, которой и предсказал Саулу будущее.
Самуил предсказал поражение Саула и его смерть. Все персонажи одеты в одежду 16 века и обряд колдовства (и конкретно проводимого шабаша ведьм при этом) именно отражает то самое колдовство, с коим и боролись в это время.
Здесь интересно обилие на средневековых картинах диковинных зверушек, которые нами трактуются как динозавры. Вот одно из них:
Саул действительно потерпел поражение в битве с филистимлянами и покончил в ходе его самоубийством, и эпизод этот отражен в следующей картине Питера Брейгеля Старшего, написанной в 1562 году.
На картине все герои опять же одеты в средневековую одежду, окружающий пейзаж типичен для Европы (особенно северо-западной ее части). В армии филостимльян изображены уже многими замеченные “странные животные”. Кто-то утверждает, что это верблюды, кто-то предполагает, что динозавры.