Как утверждают, символы правят миром. Некоторые из них вполне материальны и воспроизводятся очень многими людьми.
Одним из таких артефактов является символ веры, или троеперстие. Поиски его происхождения привели во Францию. Оказывается, перстосложение, которое в России трансформировалось в трехперстие, троеперстное крестное знамение, происходит от регалий французских королей и в оригинале называется «рука правосудия» (во французском языке «правосудие» и «справедливость» суть одно).
Вот она — «рука справедливости»:
Сегодня этот жезл находится в Лувре и презентуется как символ королевской власти в Средние века. Хотя история скипетра туманна…
Утверждается, что жезл, увенчанный кистью с выпрямленными тремя пальцами — большим, средним и указательным, с XII века вручался королю Франции при коронации как символ командования. Вручался и… отбирался после церемонии. Жезл «рука правосудия» вошел в королевские регалии (знаки царской, королевской и императорской власти) вместе с короной, скипетром и державой в XV веке, и тогда же получил название «рука правосудия», став символом высшей судебной власти.
Читателю, знакомому со штандартами Римской армии (знаками легиона), сразу напрашиваются параллели между изображаемым скипетром и вышеупомянутыми знаками легиона, называемыми аквилами. Вот разновидности аквил, хотя их было великое множество:
Некоторые из приведенных здесь символов можно наблюдать на навершиях древнерусских шлемов.
Таким образом, дом Капетингов (династия королей страны, которая сегодня ужалась до территории Франции), более известный в России по своей боковой ветви Валуа, короновался именно этим скипетром. Хочу отметить, что именно первый представитель этой ветви был женат на вдовствующей королеве Анне Ярославовне (дочери Ярослава Мудрого). Кстати, трехперстным скипетром короновались и королевы, в том числе упомянутая только что Анна Ярославовна.
Вот рисунок Гуго Капета, основателя династии.
И тут в дошедших до нас данных начинается неувязка: во французской википедии (страница не имеет русского аналога) указывается, что это жезл появляется с XII века, хотя годы правления Гуго Капета, основателя династии, официально датируются Х веком. а приведенная миниатюра — из рукописи XIII века.
Причем в XV веке, когда этот скипетр переходит в число королевских регалий, он начинает присутствовать даже на печатях:
Символы королевской власти на данной печати вынесены на отдельную гравюру: это жезл Святого Луи (что мы называем флер-де-лис), королевское кольцо и рука правосудия:
Жезл «рука правосудия» просуществовал до Великой французской революции, после чего потерял свое значение. И сейчас, остановите вы на улице любого француза — люди не знают, что это такое. Хотя этот символ продолжает украшать знаки отличия сенаторов и депутатов 3-й республики. Следовательно, не все его забыли.
Как утверждает французская символика, большой палец обозначает короля, указательный — разум (или причину), средний — милосердие. И все вместе они символизируют Троицу.
Суммируя сказанное:
1. «Рука правосудия» с XII до XV век оставалась символом высшего командования империей, и похоже, что это «высшее командование» было выше по рангу коронующегося короля Франции, которому она при коронации и вручалась на время церемонии — ни минутой дольше.
2. В XV веке власть короля Франции упрочается и становится, в том числе, и высшей судебной, и высшей командной — все это совпадает с правлением династии дома Капетингов.
3. «Рука правосудия» является символом Троицы — и тут напрашивается параллель с троеперстием, или троеперстным крестным знамением, которое, по официальным источникам, вошло в употребление в Константинополе в том же XII веке, когда этим знаком стали короновать французских королей.
Никоновская реформа церкви России, где троеперстие заменило этот знак:
происходила в то же время, что и «Фронда принцев» во Франции, которую представляют как антиправительственную смуту, и даже гражданскую войну. Упрочение власти французских монархов в Европе происходит параллельно появлению трехперстного знамения в России, церковной реформой Никона, гонением на старообрядцев, вылившегося, по сути, в геноцид.
Если следовать символике «руки правосудия», в предваряющем трехперстное сложении двуперстии отсутствовал… король!
Получается, не только вся знать говорила на французском — знаки королевских регалий французских королей получили повсеместное распространение в качестве религиозного символа веры, Троицы, где первым является король. В ходе обсуждения символа королевских регалий многими высказывается вывод, что этот жест для современников означал верховное право короля как дефлоратора. Это – верховное право для своего потомства, символ главенства передачи власти своим потомкам.
А приведенное выше предваряющее трехперстию пальцесложение из двух пальцев – указательного и большого – известно по изображению богини Кибелы, фригийского божества, находящего параллели по всему миру в виде “черных богинь“.
Интересно с этой точки зрения рассмотреть известную картину Леонардо да Винчи:
Это известный ее вариант, но есть еще и так называемый “лондонский”:
Здесь Анна подняла руку вверх именно “жестом Кибелы”. У Леонардо есть и другая картина с очень похожим персонажем (попробуйте увеличить и всмотреться в черты лица) и тем же перстосложением:
Эта картина сегодня известна под названием “Иоанн Креститель”.
Вспоминая настоящую охоту на изображения черных мадонн в Европе и запрещение поклонения им (прослежена связь между изображением Черных Мадонн и культа Кибелы, уходящего корнями в поклонение Иштар), а также гонения, связанные с переходом на троеперстное крестное знамение в России, можно предположить, что эти события ознаменовали переход от одного общественного строя к другому. Это был отказ от родо-племенных ценностей, зарождение нового строя, передел земли.
Это была революция, которая изменила верования, перекроила государства и народы и, в конце концов, положила начало обществу, в котором мы живем.