Пытаясь разобраться в народном творчестве и разыскать дошедшие до нас наиболее древние тексты, обнаруживаешь, что в России все они родом из второй половины XIX века и никак не раньше (в Европе можно найти тексты и источники, относящиеся к XVIII веку). Первой попыткой систематизировать и записать фольклор народов, проживающих на территории Российской империи, были труды А.Н.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» и «Народные русские сказки». Надо упомянуть, что первый в истории собиратель русского фольклора Афанасьев Александр Николаевич был надворным советником, камер-юнкером, литературоведом, сотрудником Московского главного архива, и его труды были востребованы, заказаны и оплачены правительством. И именно на основании второго издания «Русских народных сказок», вышедших после смерти их собирателя, возникла мода на «все русское». Причем их первое издание в конце 50-х гг. XIX века было тут же изъято сразу после печати из-за претензий царской цензуры. В дошедших до нас сведениях указаны непозволительная эротичность и отсутствие культуры в оригинальных текстах. Они были напечатаны затем в конце XIX века в Женеве с пометкой: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров», и в настоящее время найти их обычному обывателю не представляется возможным. Второе издание, изрядно переделанное, в России вышло уже после смерти автора.
Тогда же появились «классические изложения» русских народных сказок А.С.Пушкина, фантастические произведения Н.В.Гоголя, основанные на малороссийском фольклоре, по которым мы и знакомимся с персонажами устного народного творчества восточных славян. Но вышеназванные авторы — безусловно гениальные! — были чиновниками на государственной службе, и их произведения в значительной мере зависели и от цензуры того времени, и от правительственных заказов, и от потребностей издателей, выпускающих светские альманахи с вошедшим в те годы в моду фольклором. Причем вошедшим с высочайшего повеления: все его собиратели были на жаловании, командированы в различные места не по своему желанию, и все это стоило государственной казне немалых денег.
Один из самых ярких примеров, как создавалась история: хрестоматийное произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка» появилось на свет из-за повеления высшей власти «осветить потомкам бунт мерзавца Пугачева». Если в наши дни люди перестают читать, и уже поколения имеют представление об истории человечества на основании голливудских блокбастеров (а у специалистов появился термин «информационная дебильность»), точно так же в XIX веке просвещенная часть населения получала представление о событиях прошлого на основании художественных произведений, прошедших не только редактуру и корректуру (зачастую даже не русофонов), но и жестокую цензуру. Перефразируя известную фразу, можно сказать, что победитель пишет не только историю, но и создает культуру.
Именно стараниями интеллигенции Российской империи (в подавляющем большинстве не русской национальности) второй половины XIX века, а также живописцев конца XIX — начала XX века Васнецовым В.М. (1848 — 1926 гг) и Билибиным И.Я. (1876 — 1942 гг) и созданы образы русских сказочных героев, узнаваемые нами сейчас и нашедшие свое отражение в коллективной памяти русского народа (который как раз настоящей генетической памяти и лишен).
И то, что мы представляем наследием Руси сегодня — это культура светская, культура, созданная франко- и англоговорящей элитой, немцами и датчанами, пруссаками и австровенграми.
Тогда же, в конце XIX — начале XX века были модны балы, на которых представители тогдашней знати, говорившие по-французски, по-немецки и по-английски, одевались в «русские костюмы», созданные по эскизам художников того времени. Писались оперы, ставились балеты: Снегурочка и Садко — это никак не народные персонажи, а образы, вызванные светской модой, тенденцией развития интернациональной культуры. Ведь, как уже указывалось выше, оригинальные русские сказки даже были изданы исключительно в Швейцарии ограниченным тиражом для европейских специалистов и коллекционеров.
Тогда, когда были созданы шедевры «народного искусства», дошедшие до нас в произведениях Репина, Римского-Корсакова, Чайковского, Шишкина и Васнецова, в России христианская церковь запрещала представления на ярмарках, шутовские игрища, народные танцы, игру на балалайке и гуслях. Более того, на гусли было организовано настоящее гонение!
Образы «русского фольклора» были тщательно отшлифованы классиками оперы, балета, театра и кино того же времени (конец XIX — начала ХX века). И то, как мы представляем Бабу Ягу и Кащея Бессмертного, Василису Премудрую и Ивана Царевича, Садко и Морского Царя, и прочую кагорту сказочных героев — это образы, созданные творчеством Билибина и Островского, Милляра и Роу, и других, безусловно, выдающихся писателей и поэтов, музыкантов и художников, актеров и режиссеров. Но к народным образам, хранившимся в памяти крестьян, горожан, охотников и скотоводов Руси, возможно, еще до начала ХХ века, эти образы никакого отношения не имеют. Более того, до нас дошли весьма странные слова А.Н. Афанасьева, что русские народные предания являются общими как для населения России, так и Болгарии, Византии и скандинавских стран, «совершенно совпадают с древнейшими мифами индусов и с показаниями Эдды… Происхождение их, очевидно, относится к арийскому периоду». Так что возможно предположить, что не только элита тогдашних стран была «наднациональной», но и эпос тоже не имел границ – или имел общие корни…
А что было до этого времени? Что мы можем найти сейчас, в начале XXI века, что относится к оригинальной культуре? К тем образам, которые хранились в сознании народа до их «художественной переработки» по заказу царской цензуры и патриотического порыва первых лет власти Советов?
Да и как они, жители тогдашней России, выглядели? Фотографии населения Российской империи конца XIX — начала XX века демонстрируют полное смешение стилей и действительно ломают «канон» (материалы Russia Travel Blog, источник: http://russiatrek.org/blog/history/festive-and-everyday-clothes-in-the-russian-empire/)
Лара Делаж