Слово «бог» трактуется Далем следующим образом:
Бог – муж. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной.
Самый распространенный словарь современного русского языка, Толковый словарь Ожегова, дает такое определение слову «бог»:
– В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром
или одно из таких существ.
(Б прописное). В христианстве: триединое божество, творец и
всеобщее мировое начало (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой).
– Предмет поклонения, обожания (перен.)
Большинство современных лингвистов называют происхождение слова «бог» от санскритского корня «бхаг». Этот корень указывает на богатство, удачу, прочие позитивные моменты физического существования.
Но надо заметить, что у греков «Бог» – Тэос (Θεος (однокоренное слово θεορια). Если порыться в других языках, то выснится, что Тэос, как у греков, “Бог” и по-адыгейски, по-кабардински и по-черкесски. В самом греческом однокоренные слова с «Тэос» отсутствуют. Некоторые называют лишь слово «туман».
У римлян Бог – Деус. Тут, похоже, лингвисты единодушны: слово «Деус» происходит от другого санскритского слова «дэв». Дэвами называются существа невсемогущие и, скорее, зловредные. Иногда человек может заставить их себе служить.
В санскрите единый Бог носит совершенно другое имя: «Брахман».
На форуме лингвистов утверждают, что изначально индоевропейцы для обозначения верховного божества использовали слово “dyeu”. От него и производные в разных языках: deus, Юпитер, Зевс, Tuesday, в том числе и в санскрите. В русском отсюда же “Див”, “дивный”, “дивий”.
Первоначальное значение этого корня родственно слову “свет” (отсюда наше слово “день”). Кое-кто упоминает, что можно трактовать Деус как «сияющее божество неба». Получается, что легенда о Прометее обретает корни.
Но как так, что в «сердце» христианства, в иранских и славянских языках для обозначения верховного божества используются разные слова? Или это разные боги? Более того, «исконное слово» на востоке используется для обозначения темных сил. Все эти индо-азиатские дивы так и называются. Славянский Див, гадости делающий, у нас тоже есть. Слово «pater» как «отец», которое соединяется с «dyeu» (Zeu pater — Ю-питер) в славянских языках не имеется (или не прижилось). Зато во французском Бог – dieu.
Произношение звука «г» в русском слове «бог» ставит под сомнение истоки опять же: это может быть и украинизм, и заимствование у иранцев.
На языках германского происхождения слово “Бог” – английское God, немецкое Gott – образуется от глагола “падать ниц”.
И в языках «соседей» русских корень «бог» означал совсем не верховное божество:
– болгарское «багаин, богинъ» – военное звание, староболгарское «баг/багаин» – воин,
– осетинское «boga» – сила, «богал, богалэг» – сильный человек, борец,
– хинди-урду «bachаnа» – защитник, «bogono – война», «bagata» – меч,
– кельтское, староирландское «bаgaid» – дуэль, воин, baga – борьба,
– бретонское «bagad» – войсковой отряд,
– монгольское «bоh» – борец.
От «theo», вероятно, произошли «deus», «theos», «jus-Jupiter», Дый (еще в 19 веке на Руси в числе имен бога употреблялось Сый), «djaus». А в поисках однокоренных слов к «бог» находится древнеиндийское bhajati — что означает одновременно и «оделять», и «делить», а так же, вероятно, древнегреческое «fagein» – “разрывать на части.